"Ворон" (2024): Тёмная и Поэтическая Переосмысленность, Которая Удивляет

"Ворон" (2024): Тёмная и Поэтическая Переосмысленность, Которая Удивляет

  • Media style: Default

Хорошие фильмы всегда обладают целостностью, но и не самые удачные могут её иметь.

"Ворон" — яркий пример этого. Фильм рассказывает о человеке, который, будучи убитым вместе с возлюбленной, возвращается из мёртвых, чтобы отомстить за неё. В нём есть множество элементов, которые не всегда работают (например, символизм в повторяющихся флешбеках к детской травме Эрика Дрейвена, из-за которой он попал в психиатрическую больницу). Эти моменты нужно принять как данность: любовная история сильна, потому что фильм этого требует и актёры играют убедительно. Сценаристы Зак Бэйллин и Уильям Шнайдер уделили много внимания созданию мрачного центрального события, вокруг которого разворачивается сюжет. Однако фильм доходит до момента превращения героя в Ворона, ангела смерти в духе Джокера, только ближе к концу. Есть и другие проблемы, которые стоит упомянуть позже.

Тем не менее, фильм уверенно выдерживает свою идентичность и методы, включая целую метафизическую систему, которая поддерживает сюжет, и к концу оказывается неожиданно убедительной. Этот фильм не стремится завоевать популярность, как часто делают участники реалити-шоу, а остаётся верным себе. Он следует пути, вдохновлённому духом Джона Китса и Эдгара По, а также оригиналом — графическим романом Джеймса О’Бэрра. Насилие в фильме поражающе жестоко даже по меркам триллеров о мести: ярко выраженное, намеренно чрезмерное, как в арт-хаусных фильмах вроде "Драйв" или "Только Бог простит", словно стремится шокировать даже тех зрителей, которые считают, что их сложно удивить.

Решение уделить много экранного времени изображению задумчивого Эрика Дрейвена (Билл Скарсгард) до его сверхъестественного превращения, а также развитие образа его возлюбленной, Шелли (музыкант FKA Twigs), как загадочной женщины с готическими склонностями, оказывается оправданным только ближе к середине фильма. В начале эти моменты могут казаться затянутыми. После смерти Шелли сюжет делает поворот, который, оставаясь романтичным в духе "Элегии, написанной в сельской церкви", заслуживает похвалы за искренность. Несмотря на мрачное окончание, фильм предлагает развязку, которая кажется правильной, даже если она не вызывает у зрителей улыбок.

Правда, его нельзя назвать великим или коммерчески успешным. Twigs обаятельна, но её игра остаётся поверхностной, а Скарсгард тоже не особенно впечатляет, несмотря на полное вовлечение в любовную историю. Возможно, персонажи могли бы выглядеть более живыми, если бы не казались одурманенными даже вне сцен с наркотиками. Режиссёр Руперт Сандерс ("Белоснежка и охотник", "Призрак в доспехах") слишком полагается на стереотипные "романтические" монтажные сцены, которые пытаются придать дополнительный смысл (Эрик целует Шелли сквозь белую занавеску, напоминающую саван, а после её смерти есть сцена, напоминающая кадр из "Титаника"). Эти сцены могли бы быть более продуктивными, если бы показывали реальное взаимодействие героев. Вероятно, из-за такого подхода, наряду с крайним насилием и мрачным концом, студия Lionsgate выпустила "Ворона" без пресс-показов и минимальной рекламной кампанией.

Однако это решение выглядит ошибочным. Несмотря на свои недостатки, фильм обладает особенной атмосферой или, возможно, чистотой намерений, которая выделяет его среди других ремейков. Никто, кто занимается кино исключительно ради денег, не стал бы вкладываться в такой проект, как эта версия "Ворона", с её определением Истинной Любви в духе XIX века, с персонажами в чёрном, стоящими у надгробий. Создатели потратили время на разработку детальной мифологии, что позволяет мотивам персонажей быть убедительными и выходить за рамки простого сюжета о мести. Алекс Пройас ("Тёмный город") в своей адаптации тридцать лет назад уже делал акцент на том, что "плохие парни убивают девушку героя, и герой возвращается, чтобы отомстить".

Злодей в новом фильме, Роэг (Дэнни Хьюстон), не просто криминальный авторитет, а зловещее существо, которое существует на протяжении веков и имеет власть портить души. В отличие от предыдущих версий, эта полностью погружена в сверхъестественное, выходя за пределы простого тропа возрождения героя. Здесь зло представлено как источник силы, как демоническое оружие, что сближает историю с мифом об Орфее и Эвридике, хотя этот "Ворон" проводит большую часть своего повествования в чистилище.

Фильм Пройаса всегда был примером произведения, где стиль становился содержанием. Характеры были плоскими, иконографическими, а визуальный стиль вдохновлён клипами и обложками комиксов. Новая версия менее сосредоточена и динамична. Это мрачный фильм с элементами североевропейского хоррора и сказок, нео-нуар о городе под дождём. Измождённый и мускулистый Скарсгард не обладает грацией танцора Ли; если Дрейвен Ли был озорным привидением, то Дрейвен Скарсгарда напоминает голема, созданного для уничтожения зла.

Этот другой подход не только работает, но и вызывает эмоции. Фильм наиболее самобытен, когда показывает, как Эрик превращается в машину для убийства ради мести, отказываясь от любви, которая изменила его к лучшему, пока Шелли была жива. Эти моменты напоминают строку из Эдгара По: "Годы любви забыты, в ненависти одной минуты". Даже когда фильм не совсем "работает", он вызывает мурашки.

Есть сцена, где Эрик и Шелли идут по мосту, и Шелли, шутя, говорит о прыжке, представляя, как их смерть заставит подростков строить алтари. Со временем, возможно, подростки и сами начнут создавать алтари этому фильму. Это тот фильм, который, посмотрев в 14 лет, пересматривали бы десятки раз и начали бы читать книги и учить стихи.